Ремонт соленоидов АКПП и проверка на работоспособность

Акпп

Соленоид АКПП: что это такое и почему часто выходит из строя? Соленоид — это устройство из катушки и стержня, которое преобразует электрический ток в механическое движение. Соленоиды обычно меняют при капитальном ремонте автомобиля, но иногда коробка внезапно начинает давить и тормозить, и бортовой компьютер сообщает об ошибке в соленоидах. Чтобы разобраться в причинах проблемы и решить ее, необходимо разбираться в работе машины.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Для чего нужны соленоиды в АКПП

Электромагнитный замок в автоматической коробке передач открывает и закрывает каналы в гидравлической пластине для прохождения масла ATF к коробкам передач. Бывает так:

  1. Когда необходимо переключить передачи, электронный блок ЭБУ посылает управляющий импульс на масляный насос и некоторые соленоиды типа переключения.
  2. Насос создает давление. Жидкость попадает в корпус клапана.
  3. Напряжение на электромагнитном клапане создает магнитное поле в обмотке катушки. Под действием магнитных сил шток — плунжер — перемещается, открывая канал для потока масла. Параллельно работает еще один соленоид, сбрасывающий давление на предыдущей передаче.
  4. ATF течет через канал гидравлической пластины к поршню. Под давлением жидкости поршень сжимает фрикционные диски, тормозящие зубчатую передачу планетарного механизма.
  5. ЭБУ получает сигнал об успешном переключении скорости и отключается.
  6. Магнитное поле в катушке разрушается, и плунжер под действием пружины возвращается на место, закрывая канал.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Помимо переключения передач, электромагнитные клапаны блокируют гидротрансформатор автоматической коробки передач. Они называются TCC — Torque Converter Clutch. В современных конструкциях муфта блокировки связана со 2-й передачей, чтобы уменьшить потери мощности и улучшить ускорение. В этом случае масло в гидротрансформаторе нагревается быстрее и загрязняется фрикционной пылью.

Читать обзор лучших присадок в АКПП

Какие еще нам понадобятся соленоиды в АКПП:

  • регулируют, как термостат, охлаждение масла через радиатор.
  • создать «мягкое» переключение с «проскальзыванием»;
  • контролировать и распределять общий поток ATF по каналам гидроплиты (напорный змеевик линии EPC);

Параллельно с разработкой электронной системы управления автоматической коробкой передач были расширены функциональные возможности электромагнитных клапанов. Изначально катушки работали по принципу «открыто-закрыто». Позже появились новые конструкции с возможностью регулировки потока и переключения между 3, 4 или 5 каналами.

Типы соленоидов для АКПП

Первая катушка включения-выключения в автомобиле появилась на Chrysler A670 в 1988 году. Устройство управляло блокировкой гидротрансформатора. Объект вышел из строя в радиусе 100 000 км.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

В 1990-х годах General Motors установила новые электромагнитные клапаны в автоматической коробке передач 4T60E. Конструкция соленоидов Shift (206421B) стала более сложной. Помимо змеевика появился отдельный канал для ATF, а металлический шарик выступил в роли «демпфера». Впоследствии на входе был установлен фильтр, чтобы избежать засорения. Эти электромагнитные клапаны прошли 150 000 км.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Трехканальные электромагнитные клапаны

Трехходовые трехканальные соленоиды — это следующее поколение «изменения скорости». Электромагнитные клапаны функционируют как переключатели, в зависимости от режима работы автоматической коробки передач:

  • в положении «Выкл.» переход от второго к третьему каналу работает для сброса давления из пакета сцепления.
  • в положении «Вкл» масло течет из первого во второй канал;

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Новые соленоиды взяли на себя функцию клапанов включения и выключения сцепления в планетарном редукторе автоматической коробки передач, перемещая механические конструкции.

Интеллектуальные соленоиды

Чтобы регулировать переключение автоматической коробки передач, конструкторы разработали интеллектуальные соленоиды PWM. Теперь шаровой кран менял степень открытия канала пропорционально приложенному напряжению, как водопроводный кран.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Простые устройства становятся все более изощренными. Вместо шаров появились плунжерные катушки. К 3-ходовому соленоиду добавлено несколько других каналов. Часть конструкции корпуса клапана перенесена на электромагнитный клапан. Техническое решение упростило ремонт АКПП, так как теперь гидравлическая пластина изнашивалась меньше, а замена соленоидов стала проще. Эти корпуса клапанов устанавливаются в ящики Aisin.

Подробнее Сервисное обслуживание АКПП A140E, замена масла и передаточные числа

Другой тип электромагнитного клапана — VFS, VBS. Конструкция состоит из корпуса, сердечника, шарового крана с плунжером и фильтра. Сечение канала изменяется по мере увеличения давления масла. Настройка устройства сокращает его ресурсы и требует постоянной обратной связи от электронного блока АКПП.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Где находятся

Соленоиды расположены в тарелке клапана корпуса клапана. Устройство устанавливается в сиденье и фиксируется нажимной пружиной или болтом. Снаружи к вилке катушки подсоединяется жгут от ЭБУ.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Гидроблок, в зависимости от конструкции коробки, может располагаться внизу автомобиля или сбоку от колеса. Чтобы получить доступ к соленоидам, необходимо снять масляный поддон. Вы можете определить, где расположен клапан гидроблока, по цвету проводки, например, в автоматической коробке передач Daewoo Matiz EPS JF405E он подключен коричневым проводом, а электромагнитный клапан блокировки — синим.

Типичные проблемы

Соленоиды в автоматических трансмиссиях чаще выходят из строя из-за прохождения перегретого и грязного масла. Стружка накапливается в результате «поедания» фрикционных накладок, истирания сломанных узлов и трения. Грязь оседает на поршень и со временем начинает расклиниваться. Продукты износа истирают поверхность штанги, бронзовые втулки. Кроме того, начинается износ деталей соленоида:

  • входной канал деформирован и забит.
  • сопротивление падает;
  • в корпусе появляются трещины;
  • пружина ослаблена;

Горячая жидкость может воспламенить вилку и проводку, а также расплавить пластмассовые детали.

Ремонт соленоида АКПП и проверка работоспособности

Если сопротивление соленоидов автоматического переключения передач изменяется, «умные» ЭБУ перераспределяют потоки жидкости, чтобы «сберечь» стареющий ресурс клапана. Если соленоид полностью выходит из строя, компьютер сообщает код ошибки. Например, в системе OBD-II неисправность P0747 — «Поврежден соленоид давления».

Если нет питания, устройство перестает работать. Наиболее часто ломаются клапаны TCC и EPC. Чем чаще и сильнее водитель нажимает на педали, чем больше нагрузка на органы АКПП, тем быстрее будет прогреваться и изнашиваться масло.

Ремонт АКПП ZF 6HP26 и схема гидроблока переключения передач

Как проверить

Срок службы соленоидов напрямую зависит от чистоты масла. Грязная жидкость забивает каналы электромагнитного клапана, вызывая неисправности и износ корпуса. ATF быстро загрязняется при агрессивной езде и высоких нагрузках на машину.

Надо будет проверить соленоиды АКПП:

  • горит индикатор повреждения трансмиссии.
  • при движении возникали толчки и толчки;
  • если коробка стала рывками менять скорость;

Как самостоятельно проверить работу соленоидов АКПП:

  1. Выполните компьютерную диагностику, например, с помощью сканера ELM. Определите тип неисправности по коду ошибки.
  2. Убедитесь, что проблема не в корпусе клапана или ЭБУ. Для этого подключите тестер к диагностическому разъему АКПП.
  3. Снимите и разберите корпус клапана. Найдите схему соленоида для вашей машины с указанием значений предельного сопротивления. Измерьте сопротивление катушек омметром, но при расчетах учитывайте сопротивление самого провода. Например:
  • для соленоидов A6MF номиналом 4,8 — 5,4 Ом, «двухпозиционного» — 10-11 Ом.
  • для коробки TF-80SC, устанавливаемой в Volvo, Opel, Citroen, сопротивление клапана должно составлять 5,0 — 5,6 Ом, за исключением «On-Off»: у него 11 — 15 Ом;
  1. Если сопротивление в норме, проверьте открытие клапанов, подав 12 В на электрический разъем. Катушка должна щелкнуть.

Зачем нужна замена соленоидов

Для восстановления нормальной работы АКПП будет полезно отремонтировать или заменить неисправный клапан. Электромагнитные устройства последних поколений сложны по конструкции и управлению. Большинство из них не складываются. Не каждый водитель сможет паять контакты, менять втулки. Кроме того, ремонт не гарантирует срок полезного использования, превышающий 50 000 км.

Неисправные трубки не работают на полную мощность. По этой причине давление масла в АКПП не соответствует рабочему. Муфты начинают проскальзывать и гореть, загрязняя жидкость. Втулки изнашиваются. Машине не хватает смазки и охлаждения. В результате коробка выходит из строя и ее восстановление обходится дороже пары соленоидов.

Ремонт АКПП Ford

Как заказать правильный соленоид:

  1. Узнайте модель АКПП или VIN код автомобиля.
  2. Согласно схеме корпуса клапана, см. Номер клапана.

Соленоиды АКПП можно заменить самостоятельно. Но эта работа будет пустой тратой времени, если вы не проведете полное техническое обслуживание с заменой жидкости, уплотнений, фильтра, очисткой корпуса клапана и чашки. В более запущенных случаях потребуется замена фрикционной муфты гидротрансформатора.

Алгоритм действий при замене

Какие инструменты и материалы понадобятся для замены соленоидов АКПП:

  • воронка со шлангом.
  • соленоиды;
  • храповик и головки для откручивания поддона и гидроблока;
  • ключи для снятия сливной и заливной пробок;
  • емкость отвода сточных вод;
  • Жидкость ATF;
  • мягкая безворсовая ткань;
  • новые прокладки для заглушек, поддона, герметик гидроплиты;
  • новый масляный фильтр;

Алгоритм действий:

  1. Запустить двигатель. Нагрейте коробку, переместив переключатель во все положения. Так масло быстрее ускорится. Проехать 20 км на средней скорости.
  2. Поставьте машину в яму или на подъемник.
  3. Заглушите двигатель.
  4. Теперь нужно слить ATF. Для этого открутите сливную пробку снизу и замените емкость. Масло будет горячим!

разбирать и собирать АКПП необходимо без перчаток, чтобы не оставалось ворса даже на соленоиде АКПП.

Делайте снимки локально, чтобы не забыть свою «исходную позицию».

  1. Откручиваем болты поддона. Снимите осторожно, он может выпасть и пролить остаток жидкости! Если поддон стоит на герметике, воспользуйтесь шпателем.
  2. Протрите поверхность поддона тряпкой.
  3. Промойте поддон, очистите магниты. Если корпус деформирован, замените поддон на новый. Установите новую прокладку.
  4. Снимите фильтр. Также может вытекать жидкость. Выбросьте грязный фильтр.
  5. Отсоедините датчики температуры на корпусе клапана.
  6. Отсоедините разъемы электромагнитного клапана.
  7. При снятии корпуса клапана масло может вытечь, поэтому осторожно ослабьте пластину.
  8. Откручиваем болт соленоида. Снимите монтажный кронштейн. Вытащите клапан.
  9. Узнайте больше о нюансах открытия и промывки гидроблока вашей модели АКПП.
  10. После установки промытой гидравлической плиты установите соленоиды в соответствии со схемой.
  11. Соберите коробку в обратном порядке с новым фильтром и прокладками.
  12. Собрать всю жидкость, слитую из сливного отверстия, чашки, корпуса клапана, соленоидов в одну емкость. Измерьте общий объем. Заполните емкость чистой ATF в слитом количестве, добавив 100 — 300 мл для компенсации пролитой жидкости.
  13. Прогрейте автоматическую коробку передач.
  14. Проверить уровень масла.

Причины перехода АКПП в аварийный режим и как сбросить ошибку

Ремонт своими руками

Ремонт соленоида АКПП состоит из:

  • замена поршневых втулок.
  • промывка и чистка клапана;
  • замена проводки или вилки;

Текущий ремонт продлит срок службы клапана на 50-60% за счет замены резиновых колец и прокладок из проволочной сетки.

Для ремонта соленоидов АКПП своими руками вам потребуются:

  • лоток для сбора компонентов клапана.
  • молоток;
  • расклешенный комплект;
  • ремкомплекты втулки;
  • нажать;
  • шестиугольник;
  • порок;
  • карбункул;

Рабочий процесс:

  1. Снимите пломбы.
  2. Открутите контрштифт. Отвинтите контргайку и снимите пружину.
  3. Установите клапан в развальцовку. Электрический разъем должен находиться в гнезде.
  4. Зажмите устройство в тисках.
  5. Зенковать клапан долотом и молотком под углом 60℃.
  6. Снимите катушку и шток с корпуса.
  7. Очистите детали клапана от грязи карбонилом.
  8. Проверьте намотку шпульки. Замените втулки с царапинами и повреждениями на новые с помощью оправки. Надавите на втулки молотком. Возьмите развертку и определите размер втулки.
  9. Промойте и продуйте змеевик.
  10. Соберите устройство в обратном порядке с новыми уплотнениями.
  11. Проверить «отрыв» и сопротивление электромагнитного клапана.

Проблемы с намоткой случаются редко. Чаще всего из-за перегрева повреждается провод, соединяющий катушку и разъем. Для его сварки необходимо тщательно отшлифовать корпус катушки и найти контакт.

Заключение

Соленоиды АКПП управляют подачей масла, открывая и закрывая проходной канал. Катушки рассчитаны на срок службы 350 000 отверстий и более. Регулярная чистка и проверка клапанов продлит срок службы всей коробки.

Оцените статью
Добавить комментарий