Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева коробки

Акпп

Срок службы АКПП превысит 300000 км, если регулярно ухаживать за агрегатом и проверять такой показатель, как рабочая температура АКПП. Игнорирование высоких значений приводит к ДТП, ремонту или полной замене коробки. Зная причины повышения температуры, можно предотвратить возникновение неисправности и обеспечить контроль.

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Нормальная температура АКПП

Степень нагрева «классической» коробки связана с качеством рабочей жидкости ATF — трансмиссионного масла в машине.

В отличие от движка, он выполняет несколько функций:

  1. Смажьте узел.
  2. Охлаждает участки трения.
  3. Защищает конструкцию от коррозии.
  4. Он создает рабочее давление для сжатия муфт, переключающих передачи.
  5. Он передает крутящий момент от двигателя к колесам через преобразователь крутящего момента, например, работает с муфтой автоматической коробки передач. 

При высоких рабочих нагрузках двигателя ATF нагревается до 150 ℃ и быстро изнашивается. Чтобы избежать перегрева, масло для автоматической коробки передач проходит через охлаждающий контур, что снижает его рабочую температуру до нормы 75-95℃.

Кратковременный скачок рабочей температуры до 100-120 градусов не критичен, но постоянное увеличение скорости каждые 20 ℃ сокращает срок службы масла вдвое и приближает период межремонтного ремонта коробки. 

Указатель рабочей температуры масла в АКПП можно контролировать на приборной панели автомобиля или с помощью программы Torque Pro и адаптера ELM327. Сканер подключается к диагностическому разъему бортового компьютера и получает данные в приложении по Bluetooth, Wi-Fi или USB, в зависимости от модели.

другой автомобиль с АКПП и неработающим двигателем можно буксировать на АКПП

Причины перегрева

Основные проблемы, приводящие к повышению рабочих температур, — это стиль вождения и качество ухода за автомобилем.

Перегрев АКПП более 95 ℃ наблюдается при:

  • скоростное скольжение;
  • вождение в жарком климате;
  • толкание в заторах;
  • буксировать прицеп или легковой автомобиль;
  • взбираться.

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Если при движении без нагрузки рабочая температура АКПП повышается, причины могут быть следующие:

  • уровень масла ниже или выше нормы;
  • забит радиатор АКПП;
  • загрязнен основной радиатор охлаждения; 
  • их давно не меняли и не заливали неподходящей жидкостью. 

Проблемы радиатора

Охлаждающая способность радиатора в жару и в пробке снижается, потому что поток воздуха для обдува слишком слаб. К тому же соты теплообменника постоянно забиваются поступающим извне мусором: пухом, насекомыми, пылью. В результате радиатор не полностью отводит тепло автомобиля, и рабочая температура повышается.

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Контур охлаждения автоматической коробки передач встроен в радиатор двигателя. Учитывая, что в основном теплообменнике антифриз может нагреваться до 100 ℃, радиатор автомобиля не сможет охладить ATF до необходимой рабочей температуры. 

Повышенные нагрузки

Автоматическое переключение передач при длительном пробуксовке приводит к высоким перегрузкам системы: в стремлении к передаче высокого крутящего момента рабочая температура масла в гидротрансформаторе быстро повышается. 

Количество масла

При нехватке ATF насос всасывает воздух. Образовавшаяся масляно-воздушная эмульсия имеет низкую теплоемкость, легко сжимается, и качество смазки снижается. Из-за большого трения рабочая температура АКПП начинает повышаться.

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Если жидкости в избытке, на большой скорости она пенится, увеличивается в объеме и брызгает. В результате уровень масла падает и возникает описанная выше ситуация. 

Качество ATF

Производители регламентируют частичную или аппаратную замену жидкости для АКПП каждые 60 000 км. Из-за смены сезона, качества дорог и стиля вождения интервалы замены масла следует сократить до 30-40 000 км.

Полная и частичная замена масла в АКПП Suzuki SX4 своими руками

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Что будет, если пренебречь рекомендациями: за 100000 км пробега масло пропитается шлаком и металлической стружкой, потеряет свои свойства, и агрегат перестанет работать в штатном режиме. 

Симптомы перегрева

Сигнальная лампа перегрева или падение давления жидкости на панели бортового компьютера сообщат вам, что рабочая температура автоматической коробки передач слишком высока. Если цвет указателя уровня масла не горит красным, состояние автоматической коробки передач может дать ее поведение. Для лучшего понимания взаимосвязи между симптомами и причинами их возникновения информация сведена в таблицу.

Проблема

Это вызывает

Удары при переключении передач Нагретое масло, загрязненное продуктами износа, забивает соленоиды и тонкие каналы корпуса клапана, вызывая падение давления. Фрикционные диски перестают сжиматься, скользить друг по другу, что приводит к тяжелой работе коробки.
Трансляции переключаются с задержкой
Высокая передача сбрасывается на низкую
Запах горелого масла ATF начала гореть.

Что делать, если масло в коробке перегрелось

Оказание «скорой помощи» при появлении признаков повышения рабочей температуры поможет сохранить работоспособность агрегата.

Мигает значок AT или A\T Oil Temp во время движения

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

В этом случае необходимо снизить скорость и дождаться, пока АКПП остынет до нормальной рабочей температуры и лампочка не погаснет.

Промыть радиаторы охлаждения

Рекомендуется чистить теплообменники снаружи не реже одного раза в год. Грязь смывается струями воды под давлением или мини-мойкой, главное не повредить соты под высоким давлением. Для большей эффективности используются автомобильные шампуни.

Полная и частичная замена масла АКПП Volvo XC 60

Поменять масло в АКПП

Уровень и качество масла проверяются при работающем двигателе и переключателе в положении «P» после прохождения 10-20 км. Верхняя отметка на щупе с надписью «Hot» соответствует правильному уровню ATF. 

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Масло для АКПП отличается от других жидкостей красным или светло-желтым цветом. При проверке щупом красный цвет указывает на хорошее состояние масла. Увеличение от оттенка к темному указывает на степень загрязнения и износа. Черный: сигнализирует о старении и непригодности. 

Масло можно заменить полностью с помощью устройства или частично даже в необслуживаемых ящиках. В случае частичной замены снимите и вымойте поддон, слейте до 50% жидкости, замените масляный фильтр, установите поддон и залейте новое масло в слитом количестве. Процедуру повторяют 2-3 раза.

Если ATF недавно была заменена на другую марку, она может быть неподходящей по вязкости и не выдерживать рабочие температуры трансмиссии. Рекомендации производителя по выбору состава можно увидеть на щупе АКПП, на таблице под капотом и в инструкции. 

Если ни один из вариантов не помог и рабочая температура не опускается до нормы 75-95 ℃, необходимо провести диагностику автомобиля.

Последствия перегрева

Из-за износа рабочей жидкости и повышения рабочей температуры крутящий момент теряет свою эффективность, снижая динамические свойства автомобиля. Например, при обгоне водитель сильно нажимает на педаль акселератора, но медленная работа трансмиссии замедлит маневр до тех пор, пока автомобиль не наберет необходимую скорость для ускорения.

Воздействие на конструкцию 

Эксплуатация корпуса при рабочей температуре выше 95 ℃ приводит к быстрому износу компонентов автоматической коробки передач. Трансмиссионная жидкость теряет свои свойства при температуре 120-130 ℃, становится менее вязкой. Пыль от трения и другие частицы износа быстро оседают на каналах трубопроводов, деталях и радиаторе. Неэффективная смазка подшипников, шестерен и валов. Трение увеличивается. Агрегат не работает исправно, приближается срок капремонта или замены АКПП.

Прочтите Автоматическая коробка передач сбрасывается и не переключает передачу: причины и диагностика Диски сцепления вращаются свободно, пока не будет получен сигнал о переключении передачи. В это время под давлением ATF муфты сжимаются и фиксируются в нужном положении. Без полного сжатия мягкие муфты скользят по металлическим дискам и карбонизируются из-за высокого трения.

Современные конструкции клапанов и соленоидов имеют пластмассовые корпуса и втулки. Без смазки эти детали плавятся в условиях высоких температур. Товар вышел из строя. Кроме того, датчики автоматической коробки передач подключены рядом с соленоидами, которые также могут быть повреждены высокими температурами. 

Как избежать перегрева масла в АКПП

Увеличьте контур охлаждения. Установка дополнительного радиатора АКПП поможет избежать повышения рабочей температуры и продлит срок службы АКПП. В автомобилях, где радиатор АКПП интегрирован в основной радиатор, в общую схему врезается дополнительная секция и устанавливается снаружи радиатора.

Выбор размера теплообменника должен быть обоснован. Слишком большой размер будет дорогим в обслуживании, а маленький не поможет регулировать рабочую температуру.

Производители радиаторов рекомендуют придерживаться следующих расчетов:

  • для а / м с прицепом и двигателем до 3,0 л — 6 рядов;
  • для легковых автомобилей объемом до 2,0 л — 4-рядная конструкция;
  • машины более мощные — 8 рядов.

Изначально контур охлаждения рассчитан на удельную тепловую мощность, а установка дополнительного радиатора нарушает баланс теплоотдачи, т.е зимой АКПП дольше прогревается. Для решения этой проблемы на пути к дополнительному теплообменнику устанавливаются термостаты. Система сможет автоматически подключать радиатор при достижении опасного порога рабочей температуры масла в АКПП. 

Если радиатор трансмиссии монтируется на основной, то перед установкой дополнительной конструкции необходимо проверить состояние имеющихся. Может быть достаточно их почистить или заменить.

Заботиться об автомобиле

Замена ATF каждые 40-60 000 км позволит избежать опасности повышения рабочих температур. Сервисная программа зависит от марки автомобиля. Например, на BMW и Range Rover устанавливаются 6-ступенчатые автоматические трансмиссии ZF. BMW называет свою коробку передач необслуживаемой, а Range Rover рекомендует заменять смазку каждые 60 000 км.

Причины, по которым пенится масло АКПП и что делать водителю

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева трансмиссии

Также важно качество жидкости. Масла различаются по составу, допускам по нагрузкам, вязкости и видам присадок. Поскольку жидкость в АКПП является рабочей жидкостью, преднамеренное изменение ее характеристик — перемешивание, добавление присадок — приводит к неправильному переключению передач или полному выходу из строя системы. 

Многие производители выпускают свой доработанный продукт для конкретной серии автомобилей, но допускают использование аналогов, соответствующих спецификациям: 

Режиссер Рекомендуемые названия масла ATF
BMW Поставляет ZF под собственным брендом
Фольксваген, Ауди, Шкода VAG G 052025, G 055 005

Esso Тип LT 71141 

Тойота, Лексус Toyota тип T, WS
Hyundai, Kia Hyundai SP-III, SP-IV, SP-IV-RR 
Ниссан, Бесконечность, Датсун Nissan matic
Форд Меркон 5
Вольво Вольво Т-IV

Mobil JWS 3309

Шевроле Dexron 6 от GM, Mobil, ZIC

Меркон 5  

По статистике регулярная замена трансмиссионной жидкости решает 8 из 10 проблем с переключением передач и повышением рабочей температуры АКПП.

Оцените статью
Добавить комментарий