Неправильная эксплуатация, отсутствие технического обслуживания или естественное старение являются причинами появления сообщения «Ошибка автоматической коробки передач» на панели приборов. Водитель может заметить проблему до того, как загорится сигнальная лампа, если он распознает симптомы неисправности. Расшифровка кодов неисправностей поможет выяснить, в какой цепи произошла ошибка, но этого недостаточно для точной диагностики.
- Симптомы неисправности АКПП
- Что поможет избежать типичных неисправностей АКПП
- Основы правильного обследования коробки автомат
- Расшифровка кодов системы самодиагностики АКПП
- Причины
- Кулиса рычага
- Утечка масла
- Блок управления
- Неисправности гидроблока
- Корзина сцепления
- Неисправность гидротрансформатора
- Тормозная муфта
- Профилактика неисправностей
- Заключение
Симптомы неисправности АКПП
Водитель может распознать признаки неисправности АКПП тремя способами:
- Слышу: посторонние шумы, визг, скрип во время движения.
- Ощущения: вибрации, потеря динамики, пробуксовки на всех режимах, задержки при переключении, увеличение количества оборотов до 3500 — 5000.
- Смотрите: течи масла, сколы в поддоне, ненормальный уровень жидкости, ошибки панели.
Проблемы с DSG похожи по симптомам:
- гудение и скрип при движении;
- пробуксовка сцепления;
- рывки и толчки при переключении передач;
- медленное ускорение при увеличении оборотов двигателя;
- потеря жидкости.
Если индикатор ошибки не гаснет, АКПП не переключается, переходит в аварийный режим, движения ни вперед, ни назад нет — это явный симптом неисправности. Разборка устройства обязательна.
Что поможет избежать типичных неисправностей АКПП
Чтобы не искать в интернете или учебниках способы решения проблем АКПП, лучше заранее знать, как избежать поломок:
- Изучите типичные проблемы с вашей автоматической коробкой передач. Например, автомобили Volvo с автоматической коробкой передач GM 4T60E не предназначены для езды с максимальным крутящим моментом и по грязным дорогам.
- Защитите автоматическую коробку передач от тяжелых нагрузок. Автоматы не любят резких пусков, без нагрева. Скольжение по снегу, лесным дорогам приводит к перегреву агрегата, уменьшению его ресурса.
- Продление срока службы машины на несколько лет поможет выполнить техническое обслуживание путем замены масла и расходных материалов согласно предписаниям производителя.
- Избегайте нехватки масла в автоматической коробке передач.
Автоматическая коробка передач — сложное устройство, созданное по точным инженерным расчетам и конструктивным решениям. Выбирая жидкость и запчасти для АКПП, не следует жадничать и покупать недорогие аналоги. Они не будут сопротивляться режимам работы машины, а только отнимут у нее ресурс.
Основы правильного обследования коробки автомат
Прежде чем принять решение о ремонте автомобиля, мастера собирают историю «пациента» и удаляют коды ошибок неисправности АКПП. Автоматическую коробку передач можно диагностировать с помощью сканера ELM327. Для диагностики потребуется изучить устройство и типичные поломки своей коробки, запастись мануалами.
Читайте о надежности Skoda Rapid и используемой трансмиссии
Коды ошибок помогают найти проблемную область, но этот метод не дает точных результатов. Кроме того, проводятся дальнейшие исследования:
- проверить работу «холодного», «горячего» АКПП в разных режимах;
- поменять грязное масло и фильтр;
- осмотреть поддон на предмет стружки, крупных металлических частиц и пластикового мусора;
- проверить уровень жидкости;
- проверить напряжение в электрических цепях.
Если проблем не обнаружено, АКПП разбирается для проверки и тестирования:
- проверить целостность фрикционных дисков, тормозов, втулок, подшипников;
- измерить сопротивление соленоидов;
- измерить зазоры на втулках, шайбах, в пакетах сцепления;
- проверить давление в каналах гидроблока;
- снимаем гидротрансформатор.
лучше доверить разбор АКПП мастеру, знакомому с данной моделью. Однако не стоит доверять «рентгеновскому» зрению специалиста и заказывать запчасти до устранения неполадок и диагностики.
Расшифровка кодов системы самодиагностики АКПП
Бортовая система диагностики автоматической коробки передач OBD-II указывает электрические цепи, в которых произошла неисправность. Если модуль управления двигателем (ECM) или автоматическая коробка передач (TCM) получил ненормальные показания датчика, загорится индикатор неисправности «Check Engine» на боковой панели. Скорость срабатывания лампочки зависит от серьезности проблемы.
К ошибкам автоматической передачи относятся коды в формате P07xx и P08xx. Например, коды с P0745 по P0779 сигнализируют о проблемах в цепи соленоида. Таким образом, групповая ошибка АКПП 0765 — 0769 связана с повреждением соленоида «D», что означает обрыв, короткое замыкание, перекос или обрыв клапана. Компьютер выдает ошибку, если считывает неверные показания соленоида. Затем управление отключается и коробка переходит в аварийный режим.
Код ошибки |
Проблемный узел | Расшифруйте ошибку |
Чем он занимается |
P0700 | Система управления автоматической коробкой передач | Неисправная электрическая цепь | Общий код уведомления может означать:
· Неисправность модуля TCM; Повреждение гидроблока; · Поломка соленоидов; · Короткое замыкание или обрыв проводки. |
P0701 | Считывание из измеряемого диапазона
|
Ошибка сигнализирует об отклонении показаний датчика от нормы. Чаще всего это связано с неисправностью:
· Датчик; · Блокирующие муфты газотурбинных двигателей; Соленоиды; · Объявления. Ошибка отображается, когда уровень масла низкий и течет. |
|
P0702 | Электрическая неисправность | ||
P0703 | Выключатель стоп-сигнала «B» | Неисправная электрическая цепь | Если стоп-сигнал не загорается при нажатии на тормоз, отображается ошибка. Возможная причина:
Поломка переключателя; перегоревший предохранитель; Повреждение патрона лампы; · Оборванные и обгоревшие нити. |
P0704 | Датчик сцепления | Неисправная электрическая цепь | Ошибка указывает на обрыв переключателя педали сцепления или повреждение электрической цепи. |
P0705 | Датчик положения селектора АКПП | Неисправная электрическая цепь | Ошибки чтения возникают, когда:
Поломка детали; · Обрыв или короткое замыкание проводки; · Плохой контакт разъемов. |
P0706 | Считывание из измеряемого диапазона | ||
P0707 | Низкий уровень сигнала | ||
P0708 | Высокий уровень сигнала | ||
P0709 | Прерывистый сигнал | ||
P070A | Датчик уровня ATF | Неисправная электрическая цепь | Ошибка возникает, если:
Счетчик сломан; · Повреждена проводка или контакты. |
P070V | Считывание из измеряемого диапазона | ||
P070S | Низкий уровень сигнала | ||
P070D | Высокий уровень сигнала | ||
P070E | Потерянный сигнал | ||
P070F | Низкий уровень масла | Недостаточное наполнение или утечка масла. | |
P0710 | Датчик температуры жидкости | Неисправная электрическая цепь | Ошибка может появиться в случае перегрева, повреждения термометра, проводки или разъемов. |
P0711 | Считывание из измеряемого диапазона | ||
P0712 | Низкий уровень сигнала | ||
P0713 | Высокий уровень сигнала | ||
P0714 | Прерывистый сигнал | ||
P0715 | Датчик частоты вращения первичного вала | Неисправная электрическая цепь | Ошибка указывает на выход из строя детали, обрыв или короткое замыкание, расшатывание контактов. |
P0716 | Считывание из измеряемого диапазона | ||
P0717 | Нет сигнала | ||
P0718 | Прерывистый сигнал | ||
P0719 | Выключатель стоп-сигналов «В» | Низкий уровень сигнала | Ошибка возникает, когда:
· Повреждение переключателя; перегоревший предохранитель или тормозные лампы; · Неисправности патрона лампы; · Обрыв или короткое замыкание провода. |
P0720 | Датчик частоты вращения выходного вала | Неисправная электрическая цепь | Контроллер КПП использует показания счетчика выходного вала для проверки давления в коробке передач. Ошибка неправильного сигнала возникает из-за:
Неисправная деталь; · Повреждена проводка; · Окисленные контакты. |
P0721 | Измеримый индикатор выхода за пределы допустимого диапазона | ||
P0722 | Нет сигнала | ||
P0723 | Прерывистый сигнал | ||
P0724 | Выключатель стоп-сигналов «В» | Высокий уровень сигнала | То же, что и ошибка P0719. |
P0725 | Датчик частоты вращения коленчатого вала | Неисправная электрическая цепь | ECM контролирует частоту вращения двигателя и передает показания TCM. Код ошибки выдается, если TCM не получил сигнал от ECM. Возможные причины:
Поломка детали; · Повреждены контакты или проводка; · Связь между модулями управления потеряна. |
P0726 | Измеримый индикатор выхода за пределы допустимого диапазона | ||
P0727 | Нет сигнала
|
||
P0728 | Прерывистый сигнал | ||
P0729 | Планетарная передача | Неправильное 6-ступенчатое передаточное число | TCM определяет передаточное число на основе данных датчика скорости, положения дроссельной заслонки, частоты вращения коленчатого вала и т.д. Фактические и требуемые значения могут не совпадать из-за:
· Неправильный уровень масла; забит фильтр, каналы гидроблока; · Неисправные соленоиды или датчики; · Сгоревшие сцепления; Старые пломбы. |
P0730 | Неправильное передаточное число АКПП | ||
P0731 | Неправильное передаточное число 1 скорость | ||
P0732 | Неправильное передаточное число 2 скорости | ||
P0733 | Неправильное передаточное число 3 скорости | ||
P0734 | Неправильное передаточное число 4 скорости | ||
P0735 | Неправильное передаточное число 5 скоростей | ||
P0736 | Неправильное передаточное число заднего хода | ||
P0737 | Датчик оборотов двигателя | Неисправна цепь выходного сигнала | Код ошибки указывает на общий сбой схемы, вызванный:
Неисправная деталь; · Выход из строя одного из модулей управления; · Повреждение проводки или контактов. |
P0738 | Низкий выходной уровень | ||
P0739 | Высокий выходной уровень | ||
P0740 | Соленоид TCC | Неисправная электрическая цепь | Блокировка газотурбинного двигателя активируется сигналом TCM. Управляющий импульс формируется после сравнения данных измерителя скорости двигателя, полученных от блока управления двигателем и входного измерителя скорости ISS. Ошибка возникает, когда:
· Забитый или устаревший соленоид блокировки газотурбинного двигателя; Изношена блокирующая муфта ГТД; · Повреждена проводка; Контакты разошлись; · Неисправен гидроблок или блок управления блоком газотурбинного двигателя; · Датчики оборотов сломаны. |
P0741 | Рабочие или склеенные в закрытом состоянии | ||
P0742 | Торчать открытым | ||
P0743 | Обрыв или короткое замыкание | ||
P0744 | Слабый контакт в цепи |
Причины
определить, почему не работает АКПП, можно только после сбора основных признаков и расшифровки кодов ошибок. Ниже приведены примеры типичных неисправностей АКПП, игнорирование которых может привести к аварии.
Кулиса рычага
Рычаг селектора является соединительным механизмом между рычагом переключения передач и автоматической коробкой передач. Агрегат выходит из строя из-за отсутствия смазки, грязи, механического отказа. Неправильная работа механизма может быть связана с перекосом.
Главный признак неисправности за кадром — резкое переключение режимов работы трансмиссии. Если долго не переводить селектор на нижние ступеньки, со временем резинки высохнут, а рычаг покроется коррозией.
Появление отдачи при повороте селектора «влево-вправо» может стать причиной аварии, так как мешает четкому переключению передач. Рычаг АКПП болтается чаще из-за несоосности или ослабления соединения кронштейна троса.
Утечка масла
Падение уровня ATF может привести к отказу всей автоматической коробки передач, поскольку агрегат начинает работать всухую. Отсутствие давления приводит к пробуксовке сцепления и неправильному переключению передач. Появляются толчки, толчки, поскальзывания. Возможные коды ошибок: P070A — P070F.
Утечка масла происходит из-за следующих проблем:
- износ сальников, прокладок, уплотнительных колец;
- неплотная пробка сливного отверстия;
- дно ломается.
- мокрое пятно на стыке ДВС с АКПП свидетельствует об износе втулки масляного насоса или трещинах в гидротрансформаторе;
Блок управления
Неисправный модуль управления АКПП переводит коробку в аварийный режим: при работающем двигателе режимы меняются некорректно или вообще не реагируют на движение селектора. Электроника выдает ошибки U0101, P0700 — P0702 и перестает работать по следующим причинам:
- произошло увеличение тока;
- петли повреждены;
- ящик перегрет;
- контакты окислены;
- сломался электронный компонент;
- вода попала в модуль.
Проблемы с АКПП TCM могут возникнуть после неудачного моргания, поэтому лучше всего положиться на программирование в сервисных центрах.
Неисправности гидроблока
Признаки неисправности гидроблока АКПП: неровности и толчки при переключении передач, «горячее» проскальзывание. В запущенном случае может возникнуть нехватка масла, перегрев, ухудшение динамики автомобиля. Возможные коды неисправностей: P0700 — P0702, P0729 — P0736 и другие ошибки, указывающие на проблемы с соленоидами.
Неисправности и ошибки гидроблока АКПП появляются из-за старого масла и высоких нагрузок:
- каналы гидроплиты загрязняются;
- изменяется геометрия разделительной пластины;
- изнашиваются уплотнения;
- засорены каналы соленоида;
- заклинивание клапанов гидроблока ;
- перегорает проводка.
Корзина сцепления
Сцепление в роботе «отключает» крутящий момент, позволяя трансмиссии безопасно переключать передачи. Распространенная проблема соскальзывания узла. Это может означать, что:
- изношена муфта трансмиссии или ведомый диск;
- «сгоревшее» сцепление из-за резких пусков и длительных перегрузок;
- фрикционные накладки многослойные.
- ослаблены пружины ведомого дискового амортизатора;
Если во время движения автомобиль переходит в аварийный режим и нет движения ни вперед, ни назад, необходимо проверить выжимной подшипник и его движение. Сломанная от высоких нагрузок деталь приводит к разрыву всей корзины, «прогрызая» нажимные язычки. Понять, что дохнет АКПП, можно, сдвинув рычаг — сначала будет сложно включить ту или иную передачу, а когда умирает трансмиссия, невозможно.
Скрип при включении переднего или заднего хода свидетельствует о неполном включении сцепления. Проблема может быть скрыта в приводе, выжимном подшипнике или деформированном диске сцепления. Возможный код ошибки — P0810-P0813.
Неисправность гидротрансформатора
Неисправность гидротрансформатора АКПП проявляется в виде стуков, шорохов, вибраций, плохой динамики и повышенного расхода топлива. Транспортному средству будет трудно передвигаться, и он будет медленно набирать скорость. Если привод полностью вышел из строя, машина либо остановится, либо не двинется. Возможные коды ошибок: P0740-P0744.
Гидравлическая муфта АКПП не работает и выдает ошибки по следующим причинам:
- подшипники скольжения изношены;
- сальники разрушены;
- сломана горловина футляра;
- развалилась ступица колеса;
- изнашивается трение стопорной муфты;
- лопасти колес разрушены.
«Бублик» — главный загрязнитель и подогреватель масла АКПП. Ухудшение свойств жидкости приводит к падению давления, перегреву коробки. Жидкость может нагреваться до 120 — 150 ℃, «обжигая» детали машины. Для снижения нагрузки на гидротрансформатор устанавливаются дополнительные радиаторы ATF.
Тормозная муфта
Тормозная муфта плавно фиксирует автоматический планетарный механизм. Износ тормозной ленты вызывает толчки, толчки и другие проблемы при переключении передач. Если автомобиль проскальзывает на место или выходит из строя одна из шестерен, возможно, сломались манжеты поршня тормозной ленты.
Не работает тормозная муфта в АКПП, обычно с огромным пробегом, в простых коробках типа Toyota A131L, VW 010, Chrysler 31TH меняют ремень до полностью изношенного состояния. На этом этапе сцепление полностью пропитано пригоревшим маслом и клеевыми смолами от «съеденных» сцеплений.
Возможные коды неисправностей P0729 — P0736.
Профилактика неисправностей
Неисправности АКПП возникают из-за грязного масла и агрессивной езды, пути их решения — ремонт и замена деталей. Для профилактики коробочных болезней необходимо:
- менять масло каждые 40-60 000 км, даже в необслуживаемых агрегатах;
- поддон и магниты ополоснуть от сколов;
- поменять изношенные прокладки, сальники;
- очистить металлический фильтр от загрязнений и заменить войлочный фильтр новым;
- помыть радиатор охлаждения.
Заключение
Неисправности АКПП приводят к сложному и дорогостоящему ремонту. Судя по журналам отказов, «вылечить» накопитель удается редко, поэтому нужно обращаться в сервисную службу. Плановое обслуживание и соблюдение требований к автомобилю поможет предотвратить внеплановый ремонт АКПП.