Начало 20 века полно изобретений в области машиностроения, и сложно сказать, кто первым изобрел автоматическую коробку передач. Создание автоматической коробки передач доверено нескольким людям. Первым автомобилем в мире, оснащенным полностью «автоматом», стал автобус Lisholm-Smith шведского производства. Он был цельным, изобретен и спроектирован в 1928 году. Установка автоматической коробки передач в серийном производстве впервые была произведена на Buick Roadmaster в 1947 году.
История создания автоматической коробки передач
Первыми автоматическую коробку передач изобрели американские братья Стартевентс. В 1904 году они изобрели первую версию автоматической коробки передач и представили ее миру. По сути, эта коробка представляла собой улучшенную «механику» с двумя фазами, переключение которых происходило автоматически. Проект не производился серийно по разным причинам.
Последующие значительные разработки по созданию автоматической коробки передач были выполнены инженерами Ford. На тот момент уже была запущена в производство легендарная машина Модель-Т, на которой проходили испытания автоматической планетарной коробки передач с двумя передними и одной задней передачей.
Заимствовав вариант этой трансмиссии у производителей Ford, Карл Бенц модифицировал копию для установки на автомобиль Mercedes-Benz. Но утверждение, что именно Бенц изобрел автоматическую коробку передач, неверно.
Читайте о надежности Skoda Rapid и используемой трансмиссии
Наличие гидроблока, играющего роль сцепления в АКПП, определяет начало существования классического «автомата». Первый гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер. Его изобретение было задумано для преобразования крутящего момента двигателя через специальные механизмы на лопастях корабля. В 1902 году появилась запатентованная версия гидроблока, способная обеспечивать на кораблях КПД двигателя до 90.
Гидродинамический механизм Феттингера, минимизирующий потери энергии в двигателе, изначально использовался только в судостроении. Впоследствии этот агрегат перекочевал в автомобильную промышленность. Первая в мире автоматическая коробка передач с гидротрансформатором была запатентована в 1935 году армянским изобретателем Азатуром Сарафяном, который впоследствии принял имя Оскара Банкира. Осознав свою идею, еще семь лет ему пришлось отстаивать право на получение патента. В то же время компания General Motors начала применять изобретение в своем производстве.
40-е и 50-е годы прошлого века характеризуются массовым внедрением в серийное производство автомобилей с автоматической коробкой передач. Такой КПП устанавливали на автомобили американских марок: Chevrolet, Packard, Buick, Hudson и другие.
Устройство автоматической трансмиссии
Идея изобретения автоматической коробки передач приходила ко многим. Ранние примеры ручного переключения передач было очень трудно контролировать. Водителю приходилось самостоятельно контролировать обороты двигателя и переключать передачи на определенной скорости. Механическая коробка передач того времени не имела синхронизаторов, что затрудняло управление автомобилем.
Первая в мире автоматическая трансмиссия, запущенная в серию, была установлена на автомобиле GM Buick Roadmaster. Это был роскошный автомобиль, оснащенный автоматической коробкой передач за дополнительную плату и доступный для представителей высшего общества.
ЧитатьПодбор и самостоятельная установка мультикоптера на АКПП
На создание современного «автомата» ушло несколько десятилетий. Первые образцы АКПП имели ряд недостатков:
- высокая цена;
- потеря мощности и разгона;
- непродолжительность (3-4 года);
- повышенный расход топлива;
- дорогое обслуживание.
- непоправимый;
Комфорт дорого обходился, и многие люди не хотели мириться с этим. Тем не менее инженерам GM удалось разработать и усовершенствовать автоматическую коробку передач, адаптированную для установки на автомобили разных марок. Он назывался Hydra-Matic. В названии подчеркивалось наличие в этом агрегате гидравлического сочленения. Планетарный редуктор был совмещен с гидротрансформатором. Тормозные механизмы плавно замедляли нижнюю ступень, а повышенное давление рабочей жидкости обеспечивало одновременное включение следующей скорости. Всего было четыре ступени и для них были придуманы соответствующие обозначения: Low, Low-Overdrive, High, High-Overdrive. За задний ход отвечала «Реверс.
Уже в 1960-х годах были изобретены и начали применяться редукторы с синтетическими смазочными материалами, что сделало их более надежными и увеличило их ресурс.
В середине шестого десятилетия была изобретена трансмиссия с привычным обозначением шестерни на панели переключения:
Буквенное обозначение на АКПП | Расшифровка |
П | Парковка — режим парковки |
Р | Реверс — реверс |
Нет | Neutral — нейтральный режим |
Д | Руководство — продолжайте |
L | Низкая — пониженная передача |
Ресурс АКПП, пробег и продолжительность работы АКПП
Принцип работы АКПП
Появление автомобилей с более современной автоматической коробкой передач произвело настоящую революцию среди автолюбителей. Теперь женщины, выбравшие этот тип блокпоста, также могли управлять транспортным средством. Переключение передач было плавным и почти неслышным, а скорость стала более динамичной.
За момент переключения передач отвечали муфты и реечные механизмы, которые одновременно функционировали как часть гидротрансформатора и обеспечивали комфорт во время движения.
Спортивный режим вождения также не мешал водителю наслаждаться скоростью, не считая значительного расхода топлива.
Первая машина с АКПП
Классический автомат был впервые установлен в серийном автомобиле Buick в 1947 году. Следующими экспериментальными автомобилями были Cadillac и Pontiac. После множества доработок и выявления недостатков в управлении трансмиссией инженеры американской компании разработали улучшенную Hydra-Matic, которой оснащали многочисленные американские и европейские бренды:
- Хадсон;
- Кайзер;
- Бентли;
- Rolls-Royce;
- Нэш.
- Мерседес Бенц;
- Линкольн;
Первые автомобили с автоматической коробкой передач продавались как горячие пирожки, и в конце 1960-х годов никого не удивило наличие современной трансмиссии. Создание столь полезного агрегата отразилось на стиле вождения и жизни автомобилистов в целом. После изобретения автоматической коробки передач управлять транспортным средством стало легко и приятно.
Среди состоятельных людей уже было в порядке вещей купить первую машину с автоматической коробкой передач. Появилось новое поколение автомобилистов, которые никогда не пользовались механической коробкой передач, но сразу же садились за руль автомобиля с современной трансмиссией. Постепенно таких людей становилось все больше в разных странах.
Читайте Чем отличается вариатор от автомата: как узнать и какой из них надежнее
Первая русская автоматическая коробка
Появление трансмиссии нового типа в США и странах Европы не могло не заинтересовать отечественных производителей автомобильной техники. Первым автомобилем СССР, оснащенным автоматической трансмиссией, стал лимузин представительского класса ЗИЛ-111, выпущенный осенью 1958 года. Одним из изобретателей отечественной автоматической трансмиссии стал Андрей Островцев, руководитель конструкторского бюро завода им. Лихачева (ЗИЛ).
Утверждать, что первую автоматическую коробку передач для отечественного автомобиля изобрели советские инженеры, было бы несправедливо. Они не были изобретателями автоматической коробки передач. Агрегат был позаимствован у американского Packard и лишь частично модифицирован и адаптирован для нового автомобиля. Это был тандем гидротрансформатора и двухступенчатой планетарной коробки передач.
Сам ЗИЛ-111 был прототипом той же автомобильной марки США. Внешний вид первой советской машины с автоматической коробкой передач очень напоминал дизайн американских кузовов тех лет. Под капотом находился шестицилиндровый V-образный 8-цилиндровый двигатель. Мощность ЗИЛа достигала 200 лошадиных сил, феноменальный показатель по советским временам.
В 60-х годах прошлого века в СССР появилась первая советская Волга-21 с автоматической коробкой передач. Но этот пулемет был изобретен не советскими инженерами, а позаимствован у самих американцев. В свободную продажу модель не пустили, она ограничилась небольшой партией. Обычному советскому человеку ни разу не выпал шанс прокатиться на отечественном автомобиле с автоматической коробкой передач.
Как правильно использовать типтроник на АКПП
В современной России в 2012 году появилась модель Lada Granta с автоматической коробкой передач. Тольяттинский концерн АвтоВАЗ собственной разработки не придумал, а приобрел готовую японскую АКПП Jatco и установил ее по своей задумке. Доступные автомобили на сегодняшний день имеют высокий уровень продаж среди жителей России.
Наши дни
Современная автоматическая трансмиссия — это хорошо отлаженный механизм, управляемый специальным электронным блоком. Автоматическая трансмиссия с помощью многочисленных датчиков способна контролировать режимы работы и отображать необходимую информацию на экране бортового компьютера автомобиля.
Были изобретены 5, 6, 7 и даже 8-ступенчатые автоматические трансмиссии, позволяющие водителю наслаждаться плавным ускорением и комфортным вождением транспортного средства любого назначения:
- дорожная и сельскохозяйственная техника;
- внедорожники;
- пассажирские вагоны;
- полноразмерные микроавтобусы и автобусы.
- малотоннажные грузовики;
Техническое обслуживание автоматической коробки передач в специализированных центрах и использование качественных расходных материалов и трансмиссионных жидкостей обеспечивают ее бесперебойную работу на долгие годы.
Изобретатели автоматической коробки передач и их многочисленные последователи на протяжении нескольких десятилетий придумали новую конструкцию и адаптировали этот механизм к современной жизни человека. Даже сегодня этап разработки АКПП нельзя назвать завершенным.