Что это такое ATF масло: тип, свойства и проверка уровня жидкости автоматических трансмиссий

Акпп

Масло ATF — это «кровь» автоматической коробки передач. По свойствам и назначению жидкость для машины отличается от масла для механики или двигателя. Если залить не ту жидкость, ящик поднимется на 10 километров после старта. Но даже с «правильным» маслом машину ремонтируют в соответствии с инструкциями производителя или, чаще, с упором на поведение машины.

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Что такое трансмиссионная жидкость ATF

ATF используется как жидкость для автоматических трансмиссий, а также в вариаторах, DSG, гидравлических системах. Жидкости для 4-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти ступенчатых коробок различаются по составу и свойствам. Масло ATF для автоматических трансмиссий производители выбирают с учетом конструкции трансмиссии, допустимых нагрузок двигателя машины.

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Масла с маркировкой «масло» или «жидкость для вариатора» заливаются в вариатор. Маркировка указывает на то, что такая ATF работает в определенных условиях. В жидкости для вариаторов есть присадки, которые помогают ремню работать без проскальзывания и изменяют смазочные свойства при высоких контактных нагрузках.

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Свойства

В отличие от других машинных жидкостей вязкость масла ATF составляет 6-8 сСт. При таком показателе смесь перекачивается свободно и передает крутящий момент между качающими колесами и турбиной гидротрансформатора с минимальными потерями.

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Смазка способна передавать давление до 5 бар, необходимое для сжатия фрикционных дисков. Кроме того, трансмиссионная жидкость содержит присадки, предотвращающие проскальзывание фрикционных тормозов и помогающие им надежно сцепляться.

Свойства масла для автоматов определяются спецификациями Dextron, Mercon, Allison и др. требования Allison касаются смазки автоматов грузовых автомобилей и внедорожников, что означает высокие нагрузки и перепады температур. Mercon разработан для автоматических трансмиссий Ford, и основным параметром стандарта является быстрый набор скоростей.

Полная и частичная замена масла в АКПП Хендай Санта Фе

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Общие свойства всех типов ATF:

  • нейтралитет по отношению к металлическим и неметаллическим трансмиссионным материалам;
  • стабильность вязкостных характеристик;
  • устойчивость к окислению и пенообразованию;
  • низкая температура застывания.
  • качественная смазка деталей АКПП;
  • защита деталей коробки от коррозии, перегрева;

Чтобы получить сбалансированную формулу, химические лаборатории тщательно подбирают состав жидкости.

Состав

Основа трансмиссионного масла для автоматических трансмиссий — минеральное, синтетическое масло или их смесь. Минеральные смазочные материалы на 90% состоят из нефтяных фракций. Эти масла недорогие, но недолговечные. Синтетика стабильно ведет себя при перепаде температур, поэтому срок ее хранения больше.

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Помимо основы в масла добавляют элементы, придающие смеси технологические свойства:

  • антиоксидант;
  • модификаторы трения;
  • антикоррозийный;
  • гидрофобный и так далее
  • противовспенивающие добавки;

Присадки

Со временем жидкость загрязняется, испаряется, стареет под воздействием перепадов температуры и активного функционирования. Коробка становится проблемной: загорается рывками, перегревается, быстрее изнашивается. Для восстановления работы АКПП производители смазочных материалов предлагают специальные присадки:

  • Frontier: подходит для японских автомобилей с пробегом от 30 000 км.
  • «Супротек»: применяется в автоматических трансмиссиях и вариаторах;
  • Присадка Liqui Moly ATF: подходит для жидкостей Dextron 2 и 3;
  • Wynn’s: низкая стоимость и эффективность добавки;

По словам разработчиков, присадки войдут в состав ATF, и коробка будет легче менять. Уменьшится шум, восстановится эластичность и герметичность резиновых уплотнителей.

На самом деле «лекарство» имеет ограничения в использовании. Необходимо учитывать износ коробки, тип используемой ATF, общее состояние автомобиля, качество присадки.

История создания ATF

Первое трансмиссионное масло под названием ATF-A было разработано General Motors в 1949 году. До этого моторные масла использовались в машинах, и работа коробки передач была чрезвычайно сложной и недолговечной.

С развитием автомобильной промышленности изменились технологии и стандарты. В 1967 году GM представила первый стандарт Dexron типа B. Для облегчения обнаружения утечек жидкость была окрашена в красный цвет.

Трансмиссионное масло ATF SP IV

Следующей спецификацией был Dexron II. Масло имело слабые антикоррозионные свойства — быстро ржавели металлические детали АКПП. В 1990-х годах жир был преобразован в синтетическую основу.

С появлением силовых агрегатов и гидроблоков в автоматах требования к маслу стали более жесткими. GM разработала новые стандарты для Dexron III, VI. Доработана база, улучшены фрикционные свойства, обновлен пакет модификаторов.

General Motors также внедрила спецификацию Allison C4 для смазки трансмиссий грузовиков и тяжелых транспортных средств.

Для своих коробок Ford разработал спецификацию M2C33 в 1959 году. А в 1980-х годах появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие этим спецификациям, имеют такие же характеристики, как и Dexron.

Типы трансмиссионных масел ATF

Самые известные жидкости для автоматов: Dexron и Mercon. Исходя из требований этих стандартов, производители автоматических трансмиссий разработали свои спецификации:

  • Toyota — ATF ТИП T, WS.
  • Крайслер-Мопар;
  • Митсубиси — SP-II / III / IV;
  • Хонда — Z-1, DW-1;

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Самые популярные специальные масла с номерами для заказа перечислены в таблице.

 Имя Технические характеристики (править Объем / Цена
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51 Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2 / Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.6336 1л / 500 руб.
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506 Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ / 166-H; GM 613714 0,94 л / 440 руб.
Снаряд Spirax S6 ATF X, арт. 550046519 Дексрон VI; Toyota WS; Mercon LV 1 литр / 490 руб.
ZIC ATF SP 3, арт. 162627 Mitsubishi SP III; Hyundai / Kia SP III 4 л / 1700 руб.
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400 Hyundai / Kia SP III 4 л / 2000 руб.
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610 Mitsubishi SP III 4 л / 3200 руб.
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305 Toyota WS 1 литр / 750 руб.
 Mobil ATF LT 71141, арт. 151009 МБ 236.11; ZF TE-ML 17C, 16L, 4D, 11 / 14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL52162 1 литр / 650 руб.
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 LA2 G 052 182 LA2 1 литр / 1250 руб.
Honda жидкость ATF DW-1, арт. 08200-9008 DW-1 1 литр / 800 руб.

Трансмиссионное масло Toyota ATF Type T IV

В дополнение к специальным жидкостям производители смазочных материалов создали Multi ATF. Согласно этикеткам, смесь отвечает требованиям многих спецификаций и подходит для большинства машин. Самые известные «мультфильмы:

  • ZIC ATF Multi, арт. 132628.
  • Mobil ATF type Multi-vehicle, арт. 112979;
  • Motul Multi ATF, арт. 105784;
  • Liqui Moly ATF Top Tec 1200, арт. 7502;

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Когда менять трансмиссионную смесь

Жидкость АКПП расходуется на 60 000 км или раньше, если автомобиль активно используется на бездорожье, в пробках, в жарком климате. Коробка со старым маслом часто перегревается, больше тускнеет, быстрее ломается. Регулярное обслуживание может помочь предотвратить дорогостоящий ремонт за счет проверки уровня и замены смазки.

Признаки использованного трансмиссионного масла:

  • коробка капризничала, толкает, меняется с опозданием.
  • черный, пахнет дымом, содержит частицы металла;

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Если уровень жидкости ниже нормы, следует проверить фон на вероятность протечек. Затем добавьте ту же жидкость ATF или внесите изменения, чтобы избежать непредсказуемых химических реакций различных смесей.

Превышение нормы приводит к вспениванию жидкости и повышению давления в коробке. Если не слить излишки, смазка потеряет свои рабочие свойства и переключение передач будет рывком.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Ненормальный уровень масла в ATF может быть следствием неправильной процедуры проверки. В разных типах АКПП температура при проверке смазки разная, поэтому перед самостоятельным обслуживанием необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Проверка по уровню щупа

В автомобилях с масляным щупом трансмиссионное масло ATF проверяется при холодном и теплом двигателе. Температура смазки «холодная» 30 — 50 ℃ и «горячая» — 60 — 90. По мере охлаждения жидкость уменьшается в объеме, поэтому показательным будет проверка холодного двигателя.

Полная и частичная замена масла АКПП Форд Мондео IV

Для подогрева масла производится прокачка системы переключением селектора во всех режимах. Затем они проезжают 15-30 км на средней скорости и останавливают машину на ровной местности. Двигатель не останавливается, иначе отключается масляный насос. Дальше:

  1. Селектор находится в положении «P».
  2. Под капотом находят щуп с красной или светло-зеленой ручкой.
  3. Вытащите щуп и вытрите салфеткой.
  4. Вставьте его снова и выньте снова через 5-10 с.
  5. Масляная отметка должна находиться между «горячими» выемками вверху».

Проверка по контрольной пробке

На автомобилях без щупа ATF проверьте пробку в нижней части автоматической коробки передач. Для работы вам понадобятся:

  • воронка со шлангом;
  • гаечные ключи для откручивания колпачка;
  • возможность измерения;
  • масло будет горячим, поэтому наденьте перчатки.
  • новые пробковые прокладки;

В некоторых АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавьте от 0,5 до 1,0 литра чистой жидкости. Пробка заливной горловины находится под капотом.

Автомобиль прогрет, селектор оставлен в режиме «П». Масло в коробке доводится до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Индикатор контролируется сканером. Затем машина поднимается с работающим двигателем на подъемнике:

  1. Снимаем защиту картера.
  2. Емкость замены
  3. Откручиваем сливную пробку.
  4. Если жидкость не течет, причиной может быть недостаточное заполнение или низкая температура смазочного материала.
  5. Если уровень правильный, масло вытекает равномерным потоком. При сильном течении выходит излишек.

Если уровень масла в норме, наливную и сливную пробки затягивают новой прокладкой.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Чтобы узнать, какая жидкость используется в автоматической коробке передач, вам нужно обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или поискать информацию на паспортной табличке под капотом. Также необходимо учитывать климатические условия региона:

  • ATF Type Dexron VI — до -52℃.
  • ATF Type Dexron IID подходит для южных районов, где температура не опускается ниже -15℃;
  • ATF Type Dexron IIE выдерживает до -30℃;
  • ATF Type Dexron III — до -40℃;

Масло для автоматических трансмиссий Mopar ATF 4

На работу коробки передач влияют вязкостные характеристики масла при + 100 ℃. Оптимальная рабочая вязкость 7-8 сСт. Низкая вязкость снижает эффективность гидротрансформатора, а высокая вязкость ухудшает смазку шестерен.

Как правильно смешивать жидкости разных типов

Сложный состав масел АТФ при смешивании может дать непредсказуемую реакцию, в результате которой появляются временные сдвиги, толчки и неровности. Давление в системе упадет, а расход топлива увеличится.

Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Чтобы перейти на новую жидкость, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Не смешивайте синтетические и минеральные масла, иначе загрязнения будут выпадать в осадок на поверхности трущихся деталей, вызывая их износ. Кроме того, жидкость может вспениваться, ухудшаться теплоотвод и антикоррозионные свойства.
  2. в АКПП разрешается доливать жидкости позднего образца. Например, если скомпилирован ATF типа Dexron II, допускается добавление ATF типа Dexron III.
  3. Не все жидкости взаимозаменяемы. Например, Toyota ATF WS несовместима с Dexron и ATF типа T-IV.
  4. В старых машинах уплотнения могут протекать, если они заполнены маслом с хорошей текучестью при низких температурах.

    Что такое масло ATF: тип, свойства и контроль уровня жидкости АКПП

Эксперименты с маслами могут привести к дорогостоящему ремонту трансмиссии, поэтому верный способ заменить жидкость — полностью слить жидкость из системы.

Заключение

ATF — это сложная химическая смесь, предназначенная для хорошей работы и защиты деталей автоматов, DSG, гидравлических систем. На рынке представлены разные виды масел, но нужно выбирать то, что рекомендовано производителем автомобиля. Проверка и замена ATF через 40-60 000 км поможет увеличить ресурсы трансмиссии и уберечь автомобиль от неожиданных поломок.

Оцените статью
Добавить комментарий